Ремонт 7.2

Маркировка товаров – что необходимо розничным магазинам

Маркировка товаров достаточно глобальный проект, который в итоге коснется практически всех отраслей промышленности. У Правительства в планах к 2024 году создать Единую национальную систему маркировки, к которой будут подключены все производители и продавцы - от сигарет и лекарств до одежды и детского питания.

Главной целью маркировки является снижение оборота контрафактной продукции.

Давайте разберёмся, на какие виды товаров маркировка уже является обязательной, и каким типам бизнеса уже сейчас следует обеспокоиться о закупке соответствующего оборудования для маркировки в 2020 году и что конкретно необходимо сделать, чтобы избежать штрафов.

Смотреть запись вебинара о маркировке обуви и товаров легкой промышленности

Товары, в отношении которых внедрена маркировка

Продукция Дата ввода
Алкогольная продукция (ЕГАИС) 01.01.2016
Меховые изделия 12.08.2016
Табак 01.03.2019
Лекарственные препараты 01.07.2019
Обувь 01.07.2019
Легкая промышленность 01.12.2019
Фотоаппараты и лампы-вспышки 01.12.2019
Шины и автопокрышки 01.12.2019
Духи и туалетная вода 01.12.2019

Подробнее о маркировке обуви

Подробнее о маркировке товаров лёгкой промышленности

Подробнее о маркировке табака

Подробнее о маркировке лекарств

Согласно Распоряжению Правительства от 28 апреля 2018 г. № 792-р маркировку планируют распространить на многие виды товаров. Для товаров, маркировка которых вводится в 2019 году, будет использоваться Информационный ресурс оператора Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ).

Обязательная маркировка в 2020 и 2021 годах

Маркировка Фотоаппаратов Февраль 2020 обязательная регистрация участников оборота фотоаппаратов и ламп-вспышек
Маркировка духов и туалетной воды Март 2020 обязательная регистрация участников оборота духов и туалетной воды
Маркировка лекарств Июль 2020 запрет оборота немаркированного табака
запрет оборота немаркированной обуви
обязательная маркировка всех лекарств
Маркировка духов и туалетной воды Октябрь 2020 запрет оборота немаркированных фотоаппаратов и ламп-вспышек
начало обязательной маркировки парфюмерной продукции
Маркировка Шин Ноябрь 2020 запрет производства и импорта немаркированных шин
Маркировка товаров лёгкой промышленности Январь 2021 запрет оборота немаркированных товаров лёгкой промышленности
Маркировка Шин Март 2021 запрет оборота немаркированных шин
Маркировка духов и туалетной воды Октябрь 2021 запрет оборота немаркированных остатков парфюмерной продукции, произведенных или ввезенных на территорию РФ до 1 октября 2020 г.

Таблица с кодами продукции, в отношении которых будет внедряться обязательная маркировка

Продукция Код ОКПД Срок обязательной регистрации в Честном знаке Запрет оборота немаркированной продукции
Фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки 26.70.12 26.70.14 26.70.17 26.70.19 29.02.2020 01.10.2020
Духи и туалетная вода 20.42.11 31.03.2020 01.10.2021
Блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек 4.14.13 01.01.2021 01.01.2021
Предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи 14.11.10 01.01.2021 01.01.2021
Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков 14.13.21 01.01.2021 01.01.2021
Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек 14.13.31 01.01.2021 01.01.2021
Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное 13.92.13 13.92.14 01.01.2021 01.01.2021
Новые шины и покрышки пневматические резиновые 22.11.11 22.11.12 22.11.13 22.11.14 22.11.15 22.11.20 В течение 7 дней со дня возникновения необходимости оборота шин 01.03.2021

Схема работы системы маркировки

Схема работы системы маркировки

  1. Оператор маркировки – ЦРПТ – предоставляет ПАК с регистратором выпуска кодов маркировки, этот ПАК производитель устанавливает у себя на производстве. Для небольших производств предполагается возможность заказывать уже готовые этикетки с кодами Data Matrix в Центрах Этикетирования и Маркирования.
  2. Производитель наносит на каждый товар двухмерный код формата Data Matrix. Упаковка также будет промаркирована. Подделать или скопировать такой код невозможно. Защита от подделки обеспечивается за счет применения уникального кода проверки, генерируемого оператором системы. Как выглядит код Data Matrix:

    Data Matrix


  3. Производитель через систему электронного документооборота передает поставщику электронную накладную – УПД (универсальный передаточный документ), в котором учтены все коды маркировки пачек (для табака), штрихкоды упаковок (для табака и обуви).
  4. Поставщик сверяет коды упаковок или агрегаций фактического товара с накладной. Далее подтверждает получение УПД (при наличии расхождений корректирует или отклоняет).
  5. Поставщик передает в розничные магазины продукцию по той же схеме что и производитель-поставщику. (обязательно с 2020 года)
  6. Для реализации покупателю розничный магазин сканирует штрих код 2D-сканером. Если данные на штрихкоде действительны (соответствуют данным в информационной системе продажи маркированной продукции), то продажа товара возможна. Касса передает информацию о продаже в ОФД, а оператор фискальных данных передает их в информационной системе продажи маркированной продукции.
  7. Конечный потребитель продукции может проверить легальность купленного товара с помощью приложения «Честный знак».

Что необходимо сделать розничным магазинам, реализующим табак, обувь, чтобы избежать штрафов?

эп для торгов Приобрести Электронную цифровую подпись*, поскольку работа с поставщиками должна будет вестись через ЭДО (электронный документооборот).
Для регистрации в системе и для ЭДО необходима усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП). Это самая минимальная подпись, ее стоимость составляет 1500 руб. Если у Вас уже имеется подпись для сдачи отчетности в Росалкоголь, для сайта налоговой или для торгов, то приобретать новую подпись не нужно.
Далее
Честный знак Регистрация в системе ЧестныйЗНАК.РФ.
Сроки обязательной регистрации можно посмотреть здесь
Далее
1С-ЭДО Подключиться к Электронному документообороту (ЭДО).
Электронный Документооборот - это различные сервисы по обмену, передаче бухгалтерских документов в электронном виде. С его помощью юрлица могут обменяться документами поставки в случае маркировки. Таким образом, с введением маркировки преобразуется лишь форма документа из бумажной в электронную.

Подробнее о сервисе

Далее
2D сканер Обеспечить наличие сканера 2D-штрихкодов.
При выборе данного оборудования учитывайте, что коды могут закрываться пленкой и давать блики (например, на сигаретах) и не каждый тип 2D-сканера может его корректно считать.
Нужно также понимать, что 2D-сканер считывает и другие виды штрих-кодов, поэтому нет необходимости приобретать разные сканеры на разные виды товаров. Достаточно одного 2D-сканера.
Далее
принтер штрихкодов Обеспечить наличие принтера штрихкодов (для торговых точек с обувью)
АТОЛ ТТ41 (203dpi, термотрансферная печать, USB, ширина печати 108 мм, скорость 102 мм/с)
(Одобрено для маркировки обуви)
АТОЛ ТТ41

Штрафы и наказания – о чем гласит закон №195-ФЗ

Оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки влечет наложение административного штрафа:

  • Физические лица - от 4000 до 5000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;
  • Должностные лица - от 10 000 до 15 000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;
  • Юридические лица - от 200 000 до 300 000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

Продажа товаров и продукции без маркировки, в случае если, такая маркировка обязательна, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта, также влечет наложение административного штрафа:

  • Физические лица - от 2000 до 4000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;
  • Должностные лица - от 5 000 до 10 000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;
  • Юридические лица - от 50 000 до 300 000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

Где приобрести оборудование и получить необходимые услуги?

Специалисты центра автоматизации бизнеса «Киасофт» готовы проконсультировать Вас по подбору оптимального набора оборудования, программного обеспечения и услуг в зависимости от того, к какому типу бизнеса относится Ваша компания и работает ли она с маркированной продукцией.

Мы будем рады ответить на все Ваши вопросы по Системе маркировки товаров, дополнительную информацию можно получить непосредственно в Центре автоматизации Киасофт или по телефону:
в Новосибирске (383) 213-93-58, Наталия Ворошилова, nsk@kiasoft.ru

По электронной почте: info@kiasoft.ru.
Или задайте вопрос прямо с нашего сайта.